Академический отпуск: топ-20 программ MBA

Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", №9 (334), 03.09.2013

Новый учебный год бизнес-школы встречают без особого оптимизма: не все оправились от шока, связанного с отменой государственных дипломов MBA. Что еще, кроме "корочки", ценят российские выпускники? "Секрет фирмы" опросил около 1 тыс. человек и составил топ-20 программ MBA.

Текст: Юлия Фуколова, Владислав Коваленко, Светлана Горбачева

"Посмотрите на бесконечное количество программ MBA и на то, что творится на рынке... И какой от выпускников толк? Жить лучше и веселее мы в итоге не стали... В чем смысл этих MBA?" — такая реплика прозвучала на форуме делового сообщества, и этим вопросом сегодня задаются многие. 

"Секрет фирмы" уже семь лет проводит исследования российского рынка делового образования, опрашивая выпускников бизнес-школ о качестве обучения. На сегодняшний день мы имеем, пожалуй, самую полную картину того, как меняется этот рынок и что люди реально получают от бизнес MBA. С 2007 года в наших исследованиях приняли участие 4,5 тыс. выпускников, получивших степень в бизнес-школах Москвы и Санкт-Петербурга. В 2013 году мы запрашивали информацию о выпускниках у 66 учебных заведений, которые соответствуют критериям отбора. Для расчета рейтинга были использованы анкеты 973 человек 2011-2013 годов выпуска. 

Рейтинг "Секрета фирмы" основан на отзывах выпускников MBA, мнения же слушателей определяют и вес всех десяти критериев оценки. С помощью этих критериев мы выявляем, насколько люди удовлетворены своим образованием (уровень приобретенных практических навыков, уровень преподавания теории, изменения в карьере и т. д.). Один из критериев касается корреляции стоимости обучения и его качества. Итак, кто же занял пьедестал в этом году? 

55% выпускников MBA из 957 считают, что между стоимостью обучения и его качеством есть небольшая прямая зависимость, а 31% — что зависимость сильная.

Домашняя работа

Программа MBA Высшей школы маркетинга (ВШМ) ГУУ стала лучшей в рейтинге уже в третий раз. По большинству критериев выпускники поставили ее на первое место. Выпускник 2013 года, руководитель дизайн-студии в крупном рекламном агентстве Алексей Свиридов говорит, что если бы он выставлял школе интегральную оценку по десятибалльной шкале, то оценил бы ее между девятью и десятью баллами. По словам Алексея, благодаря школе его зарплата выросла значительно. Он многое узнал о маркетинговых инструментах, хотя не все использует на нынешней работе, процентов 30-40 будет скорее заделом для будущей карьеры.

""Дом потребительской ценности", модель пяти сил Майкла Портера — я теперь в этих методиках как рыба в воде",— говорит выпускница ВШМ ГУУ 2013 года Юлия Дасаева. Она применила эти и другие изученные методики в своей компании "Киберторг" и, выявив слабые места, занялась реорганизацией бизнеса. Дела, по ее словам, пошли в гору, а доходы за два года выросли на 40%. 

Второе и третье места, как и в прошлом году, заняли две совместные программы РАНХиГС с западными университетами. Правда, школы совершили "рокировку": Институт бизнеса и экономики (ИБиЭ) совместно с California State University теперь на втором месте, а российско-британская (Kingston University) программа MBA — на третьем. В обеих бизнес-школах занятия на английском языке ведут западные профессора, и обе лидируют по требовательности преподавателей. "Столько шкур с меня никогда не спускали, даже в МАИ, где я получал первое высшее",— признается выпускник ИБиЭ 2013 года Александр Омельченко. Школа устанавливает жесткий график сдачи работ, и при опоздании более чем на один день презентацию не принимают. Если слушатель пропустил три занятия подряд, ему придется изучать предмет заново в следующем году и дополнительно его оплачивать. По словам выпускницы ИБиЭ 2013 года Юлии Ворониной, из 60 человек до финиша дошли около 40. 

Институт делового администрирования и бизнеса (ИДАБ) Финансового университета при правительстве РФ и Высшая школа бизнеса (ВШБ) МГУ, как и в прошлом году, оставили за собой соответственно четвертое и пятое места. ВШБ МГУ традиционно лидирует по скрупулезности отбора слушателей. 

По мнению выпускников, наиболее значимый критерий качества обучения — уровень приобретенных практических навыков (его вес — 9,29). Здесь в числе лучших — ВШМ ГУУ, а также Международный институт менеджмента ЛИНК, который регулярно занимает высокие места по практичности, а в 2009 году даже лидировал по этому критерию. Школа также заняла пятое место по росту зарплаты после обучения (первые места у ВШМ ГУУ и ИБиЭ). Один выпускник ЛИНК 2013 года написал в анкете: "За время обучения мой оклад вырос в девять раз, а премиальная составляющая — в четыре раза". 

Однако такой рост скорее исключение, потому что в целом обучение на программах MBA не сильно сказывается на зарплате. Так, 40% респондентов из 947 ответивших отметили, что диплом никак не повлиял на их доход, а у 38% зарплата увеличилась незначительно. И только 21% сообщили, что их доходы возросли существенно. Скорее MBA может повлиять на получение новой должности и/или расширение зоны ответственности — об этом сказали 58% респондентов из 932 ответивших. 

18% выпускников MBA из 602 респондентов заявили, что не пошли бы в школу, которая не выдает диплом гособразца, а 3% — что госдиплом нужен их работодателю

Большая перемена

В этом году в нашем рейтинге могла впервые появиться Московская школа управления "Сколково", поскольку у нее уже состоялись три выпуска full-time MBA, на подходе — четвертый. Однако по нашей методике у школы должен быть набор и в текущем году. У Сколково его не будет. Администрация решила взять тайм-аут и полностью обновить программу. 

Опрошенные нами выпускники в целом обучением довольны. Выпускник 2011 года Дмитрий Юсов рассказывает, что его не интересовало изучение кейсов в течение полутора лет в традиционных бизнес-школах, а в Сколково на теорию отводили всего четыре месяца. Остальное время Дмитрий с коллегами работал в шести проектах, где заказчиками выступали администрация Волгоградской области, благотворительный траст в Индии, ИТ-компания в Бостоне и другие. После учебы он возглавил группу по стратегическому развитию и планированию в компании "Тройка Диалог" и отвечал за интеграцию со Сбербанком. "Я получил от обучения все, что хотел",— говорит Дмитрий. Всего MBA в Сколково окончили 114 человек (из них 40 — иностранцы). 

Однако программа убыточна, несмотря на то что она самая дорогая в России. В 2009 году курс стоил 50 тыс. евро, включая проживание, а также стажировки с гостиницей и перелетами. Позже цену подняли до 60 тыс. евро. К четвертому набору длительность программы сократили с полутора лет до года, а цену снизили до 45 тыс. евро, не включая проживание. Для сравнения: год обучения на MBA в INSEAD сейчас стоит 59,5 тыс. евро. 

Впрочем, по мнению администрации, MBA часто убыточны. "Я не знаю ни одной топ-школы, где эта программа была бы прибыльна",— говорит директор программ EMBA и MBA Сколково Валерия Павлюковская. В западных школах full-time MBA является флагманской, она формирует репутацию учебного заведения и привлекает клиентуру на остальные программы. 

Другие программы Сколково прибыльны. Больше всего денег приносят корпоративные программы (выручка по итогам 2012-2013 финансового года — $20,1 млн), за ними следует Executive MBA ($11,3 млн). Операционная прибыль всей школы за этот период составила около $4 млн. Впрочем, Сколково приходится платить по кредиту $245 млн, взятому на строительство кампуса. И последние пару лет школа сокращала издержки (скажем, парковка здесь платная даже для сотрудников). 

По мнению отдельных выпускников, проблема в том, что программа MBA Сколково не имела четкого фокуса. Как рассказывает Валерия Павлюковская, раньше сюда старались принимать людей, которые либо имели свой бизнес, либо хотели им заняться. Например, компанию "Кнопка жизни", победителя в нашем рейтинге стартапов (см. материал "Высокие старты"), основали выпускники 2010 года Дмитрий Юрченко и Ирина Линник. Сегодня Валерия считает, что прежний формат MBA устарел, имеет смысл расширить аудиторию. Сегодня школе нужны как предприниматели, так и лидеры с предпринимательской жилкой, которые могут работать внутри корпораций. Новую концепцию MBA обнародуют в конце сентября, а следующий набор состоится во второй половине 2014 года. 

14,6 тыс. Контакты такого количества выпускников российских MBA разыскала редакция "Секрета фирмы" за семь лет исследований рынка бизнес-образования

Тяжелый год

Некоторые из топ-20 бизнес-школ получили более низкие баллы по сравнению с прошлым годом, однако причина не только в качестве обучения. После того как государство отменило стандарты MBA и, соответственно, госаккредитацию этих программ, выпускники некоторых школ были разочарованы: им не дали диплом гособразца. Учебные заведения оказались в неравном положении: те, у кого еще не закончился срок действия ранее выданной аккредитации, госдипломы выдавать продолжили (даже разбирательство Федеральной антимонопольной службы ничего не изменило). Так, выпускник Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) РАНХиГС написал в анкете, что обучением доволен, но его расстроило отсутствие государственного диплома MBA. 

Опрос "Секрета фирмы" показал: несмотря на то что для большинства слушателей (32% из 602 ответивших) важнее брэнд бизнес-школы, многим по-прежнему нужна гербовая печать в дипломе. 

Но не только отмена госдиплома подпортила жизнь бизнес-школам. По словам ректора ВШМБ Леонида Евенко, сегодня в нашей стране спрос на длинные программы падает, на Западе такая же картина. По его словам, некоторые российские школы весной вообще не смогли набрать слушателей на MBA. ВШМБ надеется в новом учебном году принять на MBA не менее 120 человек. Это больше, чем в 2012 году, когда на рынке набор упал на треть по сравнению с 2011-м. Руководитель ВШМ ГУУ Александр Челенков предполагает набрать на MBA 25 человек, как и в прошлом году. Хотя были времена, когда поступали по 40 человек. 

Недоборы не лучшим образом влияют на состав слушателей: если раньше их пытались отбирать, то сейчас мало кто это делает. Обычно в аудиториях 30-40% людей, которые заинтересованы в учебе, а большинство будут заниматься, если их "качнешь". "У меня сейчас две девушки защищаются, буквально заставил дописать итоговую работу",— говорит Евенко. Оставшиеся 10-15% просто сидят. Но их берут, потому как, по признанию деканов, школам тоже "кушать хочется". 

Чтобы удержаться на плаву, учебные заведения вынуждены диверсифицировать свои доходы. Более спокойно себя чувствуют школы, у которых есть программы бакалавриата и магистратуры — спрос на них менее эластичен, чем на MBA. Кроме того, выручают корпоративные программы. ВШМ ГУУ недавно заключила соглашение с международной компанией Itella. ИМИСП, по словам его ректора Сергея Мордовина, увеличил выручку на 30% по сравнению с прошлым годом, в том числе расширяя корпоративный сегмент. Еще пять лет назад у школы было три-пять крупных клиентов, сегодня счет идет на десятки. В ВШМБ выручка стабильна, поскольку школа развивает дорогие программы. По словам Евенко, корпоративные проекты приносят около 15-20% выручки, остается высоким спрос на EMBA. В этом году школа запускает программу DBA, а также вводит новую специализацию "MBA-Восток", где слушателям расскажут об особенностях ведения бизнеса в азиатских странах. 

Отмена российских стандартов MBA принесла и пользу: теперь у деканов развязаны руки. Так, в ЛИНК сделали программу короче, убрав английский язык. На первой ступени MBA два модуля преобразовали в один, сделав курс более интенсивным. 

Многие бизнес-школы, чтобы сохранить наборы, ввели антикризисный формат — "MBA плюс магистратура". Добрав теории и написав итоговую работу, выпускник MBA может получить госдиплом магистра. Но отношение к новшеству неоднозначное. Один декан сказал в неформальной беседе: "Мы были вынуждены пойти на поводу у слушателей, которым нужен госдиплом. Но нам самим противно это новшество: оно негативно влияет на рынок MBA, это разные программы по целям и методам".

Государство больше не контролирует качество обучения на MBA, но свято место пусто не бывает. Теперь аккредитовывать школы собирается НАСДОБР — Национальный аккредитационный совет делового образования (см. справку на стр. 36). На пилотную аккредитацию записались 14 бизнес-школ. Что думают остальные? Мнения разные. "Сама идея соединить образование и бизнес смелая и всем нравится. Но никто не знает, как это будет работать,— рассуждает Леонид Евенко.— У нас уже есть аккредитация AMBA, пока нет смысла получать российскую. Скорее нам интересно получить западную EPAS". Ректор МИМ ЛИНК Сергей Щенников тоже выражает сомнения: "Что изменится по сравнению с прежней системой аккредитации? И где гарантия, что качество обучения повысится? На эти вопросы нет ответов". Как считает Сергей Мордовин, инициатива неплохая, но она ориентирована на регулирование рынка дополнительного образования, а ИМИСП это не приветствует. По мнению Мордовина, любая аккредитация нужна лишь слабым игрокам со слабым брэндом, некомпетентным потребителям либо самим "аккредитаторам", чтобы защищать рынок некорректными методами или зарабатывать деньги. 

Главный же путь к повышению качества обучения — прислушиваться к потребностям бизнеса. Иначе бизнес сам будет обучать специалистов — за последние годы корпоративные университеты заметно укрепили свои позиции, в том числе и кадрами. Например, бывший декан Высшей школы менеджмента и проректор СПбГУ Валерий Катькало сегодня руководит корпоративным университетом Сбербанка. Словом, бизнес-школам есть чем заняться, если они "хотят кушать" не только сегодня, но и завтра. 

Новые оценщики

Российская ассоциация бизнес-образования решила разработать систему общественной аккредитации и в начале 2012 года создала Консорциум по развитию делового образования в России. В него также вошли РСПП, Ассоциация российских банков, ТПП РФ, "Деловая Россия", Ассоциация менеджеров. А затем создала НАСДОБР — Национальный аккредитационный совет делового образования. Для формулировки критериев и требований к содержанию программ НАСДОБР использовал материалы британской AMBA и обучил 21 эксперта от учебных заведений. В совете обещают, что будут эксперты и от бизнеса. Аккредитация (на один год или на пять лет) обойдется недешево — 410-510 тыс. руб. плюс расходы по приему оценщиков.


Источник информации: http://www.kommersant.ru/doc/2266337

 

 
 
 
 
Онлайн-консультант
Close it
Close it