Обучение менеджеров в отрыве от производства породило целое поколение плохих руководителей

«Обучение менеджеров в отрыве от производства породило целое поколение плохих руководителей».
Классик менеджмента фактически признал правоту ЛИНК

Владислав САМОЛИН

Нечасто бывает, что живая легенда (в любой области, неважно, какой именно) признает: то, что делалось в течение последних полутора десятилетий, было ошибочным и неправильным.  Это сразу же становится мировой сенсацией.

Нечто подобное случилась в области бизнес-образования: 74-летний профессор МакГилльского университета в Монреале Генри Минцберг выступил со статьей, название которой вынесено в заголовок.

По данным «Википедии», Генри Минцберт - профессор университетов Карнеги Меллон, d’Aix-Mardeill, Ecole des hautes etudes commerciales, Лондонской школы бизнеса и INSEAD. Он является обладателем 15 почетных дипломов университетов всего мира; опубликовал 15 книг и более 150 статей, удостоен множества наград ведущих научных и отраслевых ассоциаций, в том числе Академии менеджмента, Общества стратегического менеджмента и Ассоциации управленческого консультирования.

Авторитетнейший «The Wall Street Journal» поставил Генри Минцберга на 9-е место в списке наиболее влиятельных мыслителей, работавших в области менеджмента.

Г.Минцберг посвящает все свое время разработке учебных программ, в ходе которых менеджеры исследуют собственный опыт в небольших группах»,

С оригиналом статьи можно ознакомиться здесь. Мы же попытаемся кратко изложить ее суть.

Минцберг пишет: «Кто завел нас сюда – на край экономической пропасти? Не только жадные ипотечные банки и безответственные экономисты несут ответственность за кризис. Так называемые лидеры тоже сыграли свою роль: они совершенно не занимались управлением в своих компаниях, оторвавшись от того, что там происходило. И за всеми этими проблемами стоит образовательный процесс, который воспитывал таких «лидеров» и поощрял их оторванность от жизни». Это ли не признание, что «…исследование опыта в небольших группах» оказалось не только неэффективным, но и – пусть и косвенным образом - ввергло мир в кризис. 

Итак, главная проблема – оторванность современного бизнес-образования от жизни. В том числе (а, может быть, и прежде всего) - программ МВА: «…сами по себе курсы MBA прекрасны – но только в части знаний о конкретных функциях бизнеса, а не о самом процессе управления. Дело в том, что навыки управления нужно осваивать прямо на работе: никому еще не удавалось создать руководителя, не говоря уж о настоящих лидерах, в учебной аудитории. А если программа MBA обещает именно это, то у выпускников возникает ощущение, что они могут управлять в любом контексте – «профессионально». Это иллюзия, причем опасная!».

Казалось бы, при чем тут правота ЛИНК? Так вот, ЛИНК всегда настаивал и продолжает настаивать на максимальной практической ориентированности своих программ. Основной акцент делается на развитии управленческих компетентностей, а сама технология предполагает постоянное обращение к практике, прежде всего - практике самого студента. Речь идет ситуациях, возникающих в процессе деятельности его компании, проблемах, встающих перед его бизнесом (при этом чужой опыт и наработки, естественно, тоже учитываются). Тем самым реализуется уникальная возможность анализировать и осмыслять собственный опыт, развивать навыки по поиску оптимальных решений и обретать уверенность в них.

«Так обучение можно связать с непосредственным опытом…Легко сказать, но как это сделать?» - спрашивает Минцберг. И сам же отвечает на свой вопрос: «…В последнее время мы по достоинству оценили два новых способа достичь такого эффекта. Первый – внедрять изученное в рабочий процесс, а второй – перенести учебу прямо на рабочее место. Мы уверены, что эти идеи могут привести к революции в управленческом обучении и развитии».

Интересно, что ЛИНК уже воплотил эту идею: найденные в процессе обучения решения сразу же применяются на практике. ЛИНК, таким образом, учит реальному управлению, а не рассказывает о том, как это правильно делать. Кроме того, он обеспечивает развитие ключевых управленческих навыков в сочетании со стратегическим мышлением.

«Соединить аудиторное обучение с повседневной работой и перенести саму учебу на рабочее место – довольно простые идеи. Но эти идеи радикально отличаются от стандартных схем бизнес-образования.... А это может быть неплохим способом предотвратить очередной управленческий хаос».

В материале использован перевод Татьяны Пономаревой

Онлайн-консультант
Close it
Close it